С Вадимом Шустровым познакомились задолго до этого момента, однако «как следует» пообщаться нам удалось только на выставке классических автомобилей в Москве. Представляю вашему вниманию первый российский мелкосерийный автомобиль-кит под названием «Пегас». Создан этот «англичанин» в городе Ярославле, где полным ходом идет запуск его мелкосерийного производства одноименной компанией.


Как возникла идея построить этот автомобиль?

Идея создать мелкосерийную машину у меня возникла в 14 лет, еще через 16 лет она осуществилась. Этот проект создавался во многом для собственной реализации – своих дизайнерских, инженерных идей.

Я долго решал, в каком стиле должна быть создана машина, чтобы она кроме разового эффекта от ее создания представляла бы интерес производственный. В итоге было решено создать машину «вне времени». С использованием современных технологий, но чтобы она была похожа на классические спортивные автомобили, прежде всего английские…

Да английский стиль здесь чувствуется…

Это маленький кусочек Англии. Когда мы ее выкатили только покрашенную из мастерской, отошли метров на 50 – нас как холодным душем обдало. Получилось! Действительно, маленький кусочек Англии.

…А так как автомобиль вне времени, это дает дополнительные стимулы для привлечения клиентов. Людям нравится классическая техника своей легкостью, простотой. Кстати и эта выставка показывает, что спрос на классические машины, на «олдтаймеры» есть и будет всегда, и наш Пегас не сильно выбивается из этого контекста. Машина только что со стапелей, а люди ее уже воспринимают как классический автомобиль. Вообще, это качество присуще репликам-киткарам.

То есть вы представляете здесь свой собственный бизнес?

Да. На сегодня автомобиль готов к мелкосерийному производству в количестве до 20 штук в год. Все необходимое для производства имеется: кондукторы для рамы, кузовная оснастка, лекала на отделку, спецификации, трехмерные чертежи кузова и рамы.

Наша компания обладает достаточной площадью для одновременного изготовления и сборки двух автомобилей такого класса. И у нас есть возможность и планы по расширению – все будет зависеть от того, какое количество автомобилей будет заказано.

Как вы пришли к созданию производства?

Мы раньше занимались дизайн-проектами на заказ. Накопив опыт, мы почувствовали себя достаточно уверенно, чтобы создать готовую к серии машину. В этой машине квинтэссенция всех наших знаний и опыта. Еще был, кстати, интересный опыт по производству спицованных колес. Нами была разработана «с нуля» технология по их производству и на сегодня мы в состоянии изготавливать их под заказ любой формы и размера.

Как происходило создание автомобиля?

Изначально дизайн автомобиля разрабатывался вручную. Первый прототип строился так: на бумаге была вычерчена рама, по этим чертежам был выполнен макет рамы из дерева в натуральную величину, по которому происходила увязка эргономики, агрегатов, шасси, установка сидений и т.д. Потом были внесены изменения в чертежи, и уже по этим рукописным чертежам строился первый прототип рамы. После этого на прототип «одели» шасси, поставили сиденья, двигатель – и поехали. Испытали раму на ходу (без кузова), чтобы понять, что у нас получилось.

Когда стали ясны все плюсы и минусы конструкции, мы решили промоделировать раму в 3D – посчитали жесткость, узнали объемные нюансы и опять подправили чертежи. По этим чертежам была сварена окончательная версия рамы, на которой простроен автомобиль, который Вы видите.

По сравнению с первой версией рамы, внутрь конструкции добавились листовые элементы, она облегчилась, но основная концепция осталась прежней.

А какова концепция шасси?

В основе шасси пространственная структура порогового типа, в экипажной части обшита стальным листом и профилем из листа, фактически образуя монокок. В силовую структуру монокока включен каркас безопасности из круглой тонкостенной трубы. Спереди и сзади монокока жестко прифланцованы подрамники из стального профиля, на них монтируются все агрегаты, включая мотор и КПП.

Подвеска?

Независимая и спереди и сзади, обе со стабилизатором поперечной устойчивости и пружинными стойками с регулировкой жесткости пружины. Элементы шасси – стандартные, однотипные, по кругу от автомобилей ВАЗ. Оригинальной является единственны деталь – скоба между верхним рычагом и кулаком.

Мы постоянно работаем над улучшением ходовых качеств нашего автомобиля, под заказ возможна установка оригинальной двухрычажной подвески (кулаки, рычаги, сошки – оригинальные). У нее более «правильная» кинематика, но она дороже и более подходит для заряженных версий.

Как создавался экстерьер?

После того, как была сварена рама, мы сделали вручную макет 1:1. Макету кузова 1:1 предшествовало макетирование 1:5 (на масштабной модели мы создавали основные стилевые линии). По макету 1:1 были изготовлены матрицы, по матрицам создана модель 1:1 из пластика, которая уже была «доведена» и из которой получился полноценный кузов.

Вся эта работа заняла в районе 3-х лет, учитывая 2 прототипа шасси и 2 прототипа кузова.

А дизайн сразу планировался такой?

Да, дизайн был такой изначально. В последний момент изменили немного профиль задней части в районе диффузоров в сторону упрощения. Еще изменились окна: появились форточки для вентиляции. Мы изначально хотели сделать сдвижные стекла, но по стилю они не подходили и мы остановились на треугольных форточках. Остальное все сохранилось без изменений.

Кузовные панели – это стеклопластик?

Да, но если обычно делается одна деталь типа «корыто», то у нас – отдельные панели, которые крепятся непосредственно к металлической части: отдельно боковины, отдельно двери, отдельно крыша, к крыше «приформована» рамка под задние стекла. Спереди и сзади – целиковые панели передка и капота моторного отсека. Последние вообще элементарно снимаются для обслуживания – «выдергиваются» два штифта, деталь ставится на козлы и можно спокойно работать. Также легко и просто они открываются – целиком.

Наша схема построения кузова позволяет сделать достаточно недорогие детали, т.к. нет необходимости клеить все целиком. Но есть и оборотная сторона – проблема с монтажом, когда требуются дополнительные операции по подгонке, поэтому мы делаем сначала «првязку», при которой центруем панели и делаем сборочные отверстия, а потом уже заказчик использует заготовленные монтажные отверстия при сборке кузова (если собирается кит).

Также отдельно изготовлена потолочная панель (на текущий момент на машине отсутствует), и «вставки» – приборная панель, кожух руля. Сиденья, кстати, собственной разработки – в виде анатомического кресла со вставными элементами, весят около 5 кг каждое плюс 1,5 кг подушки. Готовится мягкий вариант ковша и ковшик «супер лайт».

Неплохо!

Да, малый вес достигается благодаря использованию сэндвич-панелей. Все пластиковые элементы у нас сделаны по этой технологии.

А какие варианты есть по двигателю?

Двигатели:

  • Начальный вариант ВАЗ 2111, штатный 1,5 л, впрыск, «раздушенный» за счет выпуска/впуска и чипа;
  • «деланный» ВАЗ 2111 1,6 – 1,7л, впрыск, в зависимости от степени форсировки от 100 до 150 сил, с поэтапным приростом мощности за счет настройки блока управления, может быть ступенчатый режим с кнопкой «power»;
  • в планах моторы от хонды Civic, Civic Type-R , от 100 до 200 л. сил, в зависимости от модели мотора;
  • версии «дурь» – мотоциклетные моторы 1,1 – 1,3 л, 4 цилиндра, впрыск, 160-190 л.с., без дифференциала, со спецредуктором. Для этих моторов будет облегченная версия шасси, с узкой колеей (для автомобильных моторов колея 1400 и более и накладки на колесные арки).

Коробка передач устанавливается в блоке с двигателем? Она все-таки сзади, нет ли проблем с приводом ручки КПП?

КПП берется для того мотора, который ставится в авто. Привод ручки КПП – рычаг (не троса), оригинальная конструкция (маленький узел), все четко включается, при этом «как нужно»: первая – вперед, вторая – назад, и т.д.

Цены на Пегас купе?

С ценообразованием ситуация примерно следующая:

  • с базовым мотором и «голой» комплектацией, базовый цвет, 14 диски, простой салон – 15000 долларов;
  • остальные версии в районе 20000 долларов.

В процессе подготовки машины к мелкосерийному производству цены возможно изменятся. Основной упор будет сделан на импортные силовые агрегаты и западного потребителя.

Это все цены на готовую машину?

Да, при условии сборки «под ключ». Расчет стоимости кита мы пока не делали. Кит мы будем готовы предложить рынку только тогда, когда мы будем полностью уверены, что клиент сможет собрать наш автомобиль без малейших сложностей.

Кроме того, если говорить о ките, то по нашим расчетам на текущий момент, он получается не намного дешевле готового автомобиля, так как по стоимости из общей цены вычитается стоимость сборки и стандартных агрегатов. По нашему опыту общения, люди купят нечто готовое, либо захотят просто руководить постройкой, нежели делать все самостоятельно.

И последнее. Не могу не спросить про регистрацию…

За регистрацию сами не беремся, так как нашей маленькой компании процесс гос. сертификации и получения одобрения типа транспортного средства пока недоступен. Вместе с автомобилем поставляется вся необходимая документация для обслуживания и для регистрации его как самоделки. Заказчику предстоит пройти этот путь самостоятельно, мы готовы помочь и разъяснить, что и как делать.

Еще мы предлагаем такое мероприятие: заказ автомобиля и участие будущего владельца в процессе постройки. Клиент заказывает автомобиль и следит за процессом, получает удовольствие от участия в процессе. Это практически та же идея, что и в киткаре, но киткар – это для подготовленного сознания, а мы предлагаем некоторый промежуточный вариант, когда человек управляет процессом, но сборка производится профессионалами. При этом за отдельную плату можно вносить изменения как в дизайн, так и в техническую часть. Мы уверены, что в текущих условиях это именно тот вариант, который наиболее востребован.

Удачи в бизнесе и разрастания семейства Пегасов!