C Валерием я познакомился достаточно давно. Тогда он только собирался строить киткар. И вот, на выставке "Автоэкзотика-2004" он представил результат своих трудов. Стоит уточнить, что Валерий является руководителем автотехнического центра, на базе которого и строилась эта машина.


Насколько я понимаю, это кит производства К1-Стайлинг (K1-Styling)?

В принципе, уже нет. Пришлось достаточно много переделать. Например, передние крылья с бампером здесь идут цельные, в отличие от оригинала. Их внешний вид и конструкция также претерпели значительные изменения.

В чем причина?

У "родного" кита нет ни противотуманок, не были предусмотрены поворотники, а ставить их на крылья - машина бы не смотрелась. Все это вырезалось, перекраивалось. Попутно был значительно изменен дизайн переднего спойлера, там появились воздухозаборники. Плюс столкнулись с проблемой: когда поставили фары, выяснилось, что они абсолютно ничем не защищены изнутри. Причем и спереди и сзади.

Сзади, когда идет дождь, вода попадает в желоб, который идет на крыле, а оттуда - как раз на электрическую часть. Спереди, во время дождя, вода потоком с капота затекает в моторный отсек, попадая на радиатор. Эти недостатки мы также устранили, для чего пришлось переделать часть капота, передней панели и всех крыльев.

Такое впечатление, что кит разрабатывался, чтобы его сделать - и совсем на машине не ездить. Совершенно непрактично.

По дверям - тоже проблем было достаточно. Механизм открывания дверей был взят тюнинговый, идущий на 46 кузов БМВ. Мы поставили этот механизм, и дальше делали все "от него". Когда "одели" пластик, стекла, стеклоподъемники - двери практически перестали открываться. В итоге, механизм пришлось переделать. С китом шел еще механизм отпирания - тросовый, через систему блоков. Достаточно отсталая конструкция. В нашем случае, трос заменен на лок-моторы.

А какая под всем этим машина-донор?

Донор по ходовой, подрамникам и крыше - Понтиак Файрберд 88 года выпуска, двигатель стоит от Корвета - 5,7 литров V8, КПП от Шевроле-Импала (подходит штатно). При этом КПП из тех серий, когда в нее ставили минимум электроники (КПП автомат). Это все дает практически "неубиваемую" АКПП и большой запас по мощности.

Я сейчас договариваюсь с Порше-клубом, чтобы поставить сюда механический нагнетатель, который добавит еще 95 л.с. к и так не маленькой мощности мотора - 234 л.с.

Вообще-то, можно обойтись и без нагнетателя - динамики мотора для этого кузова хватает вполне. А когда едешь больше 170 километров в час - уже начинает становиться немного страшно.

Задняя резина 295х30 R19, передняя - 265х30 R19. Реально у нас нет дорог таких, которые бы выдерживали подобную скорость на такой резине, и любое попадание в колею или яму на такой скорости заставляет заниматься жесткой "рулежкой" и просто "ловить" дорогу.

Может, крыло на багажнике спасет?

Возможно, но просто "от фонаря" крыло делать не хочется - оно требует некоторого расчета…

Еще наша "рацуха" - открывание задней двери. Мы рассчитали и поставили мощные амортизаторы, которые уверенно поднимают ее вверх без участия человека - достаточно нажать на кнопку, чтобы разблокировать замок. Выхлопная система также полностью переварена: у нас стоит 4 выхлопные трубы по центру.

Хотя, тут еще работать и работать. Салоном вообще не занимались, двигателем - тоже, только восстановили всю систему, кондиционер - чтобы работало. Двигатель требует доводки, один поршень немного "сопит", но вот чем хороши двигатели Джи-Эм - они безумно живучие: хоть все пять цилиндров не будут работать, остальные три - вытянут. 92-й бензин, опять же…

Что касается цвета машины, черный - это не окончательный, а проверочный цвет. На нем видно все пятна, неровности, переходы. В перспективе машина будет покрашена или в титан под лаком, или в серебряный металлик.

А переваривать по железу много пришлось? Что осталось от Понтиака?

От донора осталась полностью вся ходовая, задний мост, передняя подвеска, кардан, рамка лобового стекла, крыша, подрамники спереди и сзади. От днища остались одни пороги. То есть - силовая рамка. Все родное днище и весь родной металл был срезан.

Хм, а у производителя кита на сайте говорилось, что режется чуть-чуть и навешивается пластик…

На сайте - скорее реклама, чем то, что есть на самом деле. Не получается просто и дешево сделать киткар. Если строить просто и дешево, получится что-то такое, на что надо смотреть метров с 50-ти. А если делать "как следует" - это серьезная работа.

Для того, чтобы подогнать панели кита друг к другу, пришлось изменить размеры практически всех деталей. Не говоря о том, что они просто не "зеркальные". Например, в ките переднее левое крыло было изначально короче переднего правого крыла на 4 сантиметра (!!!). Дверные накладки - одна короче другой на 5 сантиметров… Плюс перекосы.

А с колесными арками была вообще отдельная история. Поставишь колеса и видишь: с одной стороны до арки 2 сантиметра, с другой - 4. И при этом они еще - эллипс, вместо круга, причем эллипс не зеркальный справа и слева. Когда мы первый раз одели кит на машину - ужаснулись. Передняя арка левого колеса, например, вплотную к колесу, а задняя арка левого колеса - на 6 сантиметров "вынесена". Пришлось выставлять все уровни заново.

Отсюда совет: будьте осторожны при покупке кит-наборов у маленьких компаний. Они могут потребовать серьезной доработки. Например, на базе нашего автосервиса, который укомплектован самым современным оборудованием, 4 профессионала в автоделе, пускай и с перерывами, собирали эту машину 7 месяцев. И еще ее доводить и доводить.

А взять Файрберд, открутить у него капот, крылья и навесить пластик - просто нереально. Хотя, рекламировалось на сайте именно так: машину можно собрать за месяц-полтора вдвоем.

М-да, кстати, К1 сейчас вообще прекратило продавать киты...

Я как раз разговаривал месяцев 5 назад с чехом, хозяином К1, который мне говорил, что собирается продавать производство этого кита. Он хотел оставить производство только одной новой модели. Видимо, так и случилось. Но если "Евроворкс" продает эти киты такого же качества, как раньше К1, я бы не рекомендовал его брать. Простой пример. Повесив "родной" недоработанный кит на машину и проехав на ней 100 километров, мы обнаружили, что просели двери, лопнули оба порога, пошла трещина по кузову. Это говорит о неправильном расположении креплений пластиковых элементов к металлу. В итоге, машина была загнана обратно на доработку, при которой мы изменили все точки крепления элементов кузова.

Машина изначально не была рассчитана на использование подкрылков - получались огромные дыры, которые было видно на просвет, что не добавляло эстетики внешнему виду. Нами была проведена большая работа по разработке не только самих подкрылков, но и мест их крепления.

Еще я столкнулся с проблемой: не мог найти подходящие диски. Производителем были рекомендованы диски с вылетом ET=-40, которые не так уж и часто встретишь. Их можно приобрести на заказ, но по совершенно безумной цене. В итоге, подошли диски от БМВ X5: 19х10 сзади и 19х9 спереди. И сразу вторая проблема - с резиной. Размерность 295х30 в Москве просто отсутствует, а 295х45 в арки уже не влезала. Пришлось специально покупать в Германии.

Так что проблем при постройке - предостаточно. Я, когда делал эту машину, раза 3-4 хотел просто бросить это все и забыть как о страшном сне. Желание построить все-таки пересилило.

В плане бизнеса: собираетесь ли вы развивать направление киткаров в своем техцентре?

Да, конечно. Мы готовы привозить и собирать киты под заказ. Но по нашим расчетам, хорошо построенный кит стоит минимум 30 тысяч долларов. Меньше - уже будет страдать качество исполнения, на что мы идти не хотим, да и физически это крайне сложно. В принципе, мы готовы помочь просто привезти кит, если это вызывает проблемы.

Теперь, построив кит, понимаешь, что в рекламе производителей китов правда, а что - нет. Какие элементы покупать нужно, а какие - нет. Например, если бы я сейчас покупал этот набор, я бы купил только пластик. Без крепежа и всего остального. Но все равно, возвращаясь к постройке: гораздо проще купить какой-то пластик, даже если потом его весь переделать, чем клеить кузов "с нуля". Сэкономить на этом можно ровно половину времени. Это - вне сомнений.