Несколько лет тому назад Сергей впервые показал свое творение публике - и сразу стал известен. В этом году он также участвовал в "Автоэкзотике", и мне удалось с ним достаточно обстоятельно пообщаться. Автомобиль его называется ISV - это инициалы автора латиницей.


Сколько времени ушло на постройку автомобиля?

Машину эту я строил "с полного нуля", потратив на работу 20 лет жизни. Кстати, в этом году машина немного преобразилась: теперь на нее установлен БМВ-шный двигатель мощностью 150 л.с. с АКПП (4-х ступенчатый автомат). До этого на машине стоял двигатель от ВАЗ-2106, которого явно не хватало по мощности.

Какая технология выклейки кузова использовалась?

Обычная, банальная технология: лепишь из пластилина, потом делаешь слепки, по слепкам выклеиваешь.

Пластилин - не слишком мягкий материал для такой работы?

Первый макет я делал вообще из оконной замазки. Лепил зимой - было нормально, потом, когда стало тепло, она начала плавиться и осыпаться. Так что, да, "попал" я на этом деле немного. С пластилином же, из которого я сделал новый макет, все было нормально. Потом, по пластилину делался гипсовый слепок: из стеклопластика его делать мне показалось нерационально по финансовым соображениям. Далее, по гипсовому слепку уже шла выклейка: стеклоткань и эпоксидная смола. Вообще, технология, по которой делался автомобиль, - достаточно отсталая.

А она разве сегодня сильно поменялась?

Нет. Сами принципы не изменились, но сейчас используются совсем другие, более современные материалы, например - современные полиэфирные смолы. С ними технология постройки стала проще. Поэтому, в плане технологии, я не являюсь эталоном. Для меня тогда доступнее была эпоксидная смола, хотя это очевидно не самый лучший материал для выклейки кузовов.

Работа по выклейке "с нуля" сама по себе совершенно неблагодарная - это могут подтвердить те, кто сегодня пытается строить свой бизнес на этом. Трудозатраты совершенно бешенные и при этом не оплачиваемые соразмерно. А мое поколение самодельщиков вообще является "вымерающими могиканами"…

Не согласен.

Есть, конечно, исключения. Бывает, что находится человек, который хочет самовыражения и готов за это нормально платить - тогда можно сделать для него такую работу. Хотя, по моим разговорам с ребятами, которые пытаются на этом зарабатывать себе на жизнь, это дело редко получается прибыльным.

Вернемся к автомобилю…

Хм, если быть точным, я вначале сделал макет из канцерогенного асбеста - простой асбестовой крошки. Потом понял, что это плохо - все разломал…

А, кстати, как выравнивался макет, чтобы соблюсти кривизну и зеркальность права и лева?

Пластилин выравнивался обыкновенной металлической линейкой, а чтобы соблюсти размеры, я плел сетку-паутину из тонкой проволоки и строил кривые по ней. Две базовые направляющие и от них - остальные. Потом эта "сеть" контролировалась по размеру рулеткой и линейками.

Вопрос по стеклопластику. Используется обычная эпоксидная смола и обычная стеклоткань. Я слышал, что ее "ведет", особенно зимой?

Проблема может возникнуть также от расширения шпаклевки, краски и т.д. Лично я зимой машину не эксплуатирую. А общее правило такое: чтобы стеклопластик не "вело" он должен быть очень качественно просушен - в печи, тенами или, на худой конец, долго быть выдержан в матрице, чтобы "ушел" весь отвердитель. Для современной "полиэфирки" это день-два - и готово. "Эпоксидку" надо долго сушить.

После просушки панелей их может сразу немного "повести" - в этом случае неровности выправляются шпаклевкой. На моей машине ее достаточно много. Вообще, даже самая современная технология выклейки требует шпаклевки. Исключение составляет разве что выклейка в заводских условиях при массовом производстве, например, водных мотоциклов.

Можно пару слов о раме?

Пространственная рама сделана из труб квадратного сечения, сварено все "по месту". Никакого специального расчета я не делал. Тут надо сказать в общем: при постройке моего авто я вообще не делал ни одного рисунка и ни одного расчета. Вся машина построена "на глазок".

Тем не менее, форма получилась классная!

В свое время я понял: только работая с "натурой" 1:1 можно "поймать", увидеть форму. И то не сразу: в образ надо "вжиться", не один месяц смотреть на нее, проглядывать, "играть" свето-тенью. Я делал так: берешь лампу и плавно перемещаешь источник света вдоль поверхностей, чтобы кривизна была правильная, нигде не было "волны". И только потом, спустя какое-то время ты "ловишь" и получаешь нужную композицию.

Я ведь поначалу сам не знал, какой будет внешний вид. Появлялись идеи, я "накидывал" пластилин, смотрел на этот черновой рисунок. Одну сторону, потом зеркально вторую. Бывало, с первого взгляда - вроде, ничего. Смотришь внимательнее - чего-то душа не лежит. Опять переделываешь. В итоге, на такие поиски ушел не один месяц.

Потом накидал, все грани "сошлись", решил, что выглядит стройно. Дал "добро".

Когда решаешь такую сложную задачу, бывает, стоишь перед выбором: сделать вот так или по-другому. Делаешь "вот так". А потом, когда сделал, думаешь "ай, зараза, нужно было "по-другому" делать"…

Ну да, с кем ни говоришь, каждый восклицает: "Вот теперь я точно знаю, как надо было делать"…

А это уже психология, характер. То есть работа не с машиной, а с собой. Сам такой. Если не сделаю "как надо" - долго не могу смотреть на результат. Через какое-то время все равно вернусь и переделаю.

...Но это залог того, что в итоге получится качественный автомобиль, а не "поделка".

Да, хм, но теперь меня немного из-за того самого подхода беспокоит например дизайн моего авто. Машину я делал в гараже, и у меня не было возможности увидеть ее издалека. В итоге, машина с расстояния 3-5 метров смотрится отлично, а на дальнем плане - уже не так. Не нравится она мне на дальнем плане! Люди этого, правда, не замечают, так как видят, что я к работе подошел "с душой", они это подсознательно чувствуют.

Кстати, когда сделано кое-как - люди это тоже чувствуют. Даже если внешне, с первого взгляда, это не заметно.

У меня в интерьере, сзади, где динамики и куда приходят верхняя стойка, боковая панель и заднее стекло, я не один месяц "вымучивал" кривизну. Жуткие муки. Сходятся под немыслимыми углами несколько поверхностей, а мне еще на все это винил-кожу нужно было натянуть. Интерьер - вообще сложная штука.

Кстати, с прошлого года интерьер немного облагородился.

Да, я не стою на месте. Например, моя гордость - дизайн часов в крышке "бардачка". Форма "под Бугатти" - подкова и эллипс. Мне кажется, это лучше, чем сами Бугатти сделали в своих авто: просто круг и эллипс. Вот, теперь боюсь, если кто из Бугатти увидит где-то в журнале мои часы - поймут, какие часы им надо было делать. Украдут ведь, идею-то…

Вопрос по подвеске.

Обыкновенная, немного переделанная "Нивовская" подвеска. Спереди - независимая, сзади - мост. Привод только на задние колеса. На тот момент, когда я начинал строить, ничего лучшего мне найти не удалось.

Пару советов тем, кто собирается строить автомобиль?

Хочу сказать им: прежде всего, нужно философски подумать над вопросом "Что ты с этого хочешь иметь?"

Если это делается, чтобы "показать себя" перед девушками, то лучше сразу тратить время и деньги на них. Не надо даже начинать. По опыту скажу, что ни одна девушка еще моей машиной не заинтересовалась ;-). Постройка автомобиля - смола, сварка - вещи вредные. Сам я достаточно много здоровья на эту машину уложил. По машине это не заметно…

Если хочется просто чего-то яркого - купи хорошую машину, отдай "тюнингерам", сделай аэрографию - и поражай окружающих…

Если денег заработать - их делают на перепродаже, на чем-нибудь еще. На постройке автомобиля денег не заработаешь.

Только если на все вопросы ответ отрицательный, имеет смысл задумываться о постройке. Постройка машины "с нуля" - очень сложное это дело.

Да, но есть вариант с киткарами, когда можно купить от просто пластика, до готового комплекта с рамой, двигателем и всеми мелочами. Более того, если нет сил или времени, под заказ это все могут и собрать…

Да, все правильно. Силы не рассчитал - заплати, и тебе доделают…

И еще. Все эти машины делаются для хорошей погоды, для выставок, для души. Для постоянной езды их не делают - для этого они непрактичны. Если для езды - покупай заводской спортивный автомобиль. Не новый - так подержанный.

И о времени. На свое творение я положил пол-жизни. Надо быть ненормальным, чтобы пойти на такое.


Еще несколько фактов...

  • В 2003 году ISV получил приз как самый экзотичный автомобиль года на выставке "Автоэкзотика".
  • "Родной" мотор - от ВАЗ, 1,8 литра ("Надежда"), сейчас - БМВ.
  • Рулевое управление - с гидроусилителем.
  • Панель приборов - от Ауди.
  • В машине установлен кондиционер.
  • Каждая дверь поддерживается в открытом состоянии двумя "Нивовскими" демпферами от двери багажника.
  • Формула - строго двухместная, сиденья - доработанные от 2108.
  • Стекла - все триплекс. Вырезаны из Икарусовских и РАФовских (тут Сергей добавляет: "сколько их было перебито при резке - вспомнить страшно…").
  • Диски - от БМВ.
  • А прописка этого автомобиля - город Челябинск.

Прощаясь с Сергеем, я невольно задумался: а действительно, стоит ли такой, пусть даже самый лучший автомобиль, двадцати лет жизни его автора? Видимо, на этот вопрос каждый должен ответить сам. И, в зависимости от ответа, либо идти в магазин за готовым авто, подыскивать себе киткар, или покупать много-много пластилина и готовиться расстаться с частью своей жизни. Частью жизни, которую ты отдашь ради своей мечты.