История отечественного Самавто была бы неполной без рассказа об этом одном из самых известных и наверное самом оригинальном самодельном автомобиле в СССР начала 80-х. В этой статье мы постарались собрать все доступные сведения по данному проекту, более того, при поступлении новых данных информация будет дополняться.

Отдельное огромное спасибо за возможность "пообщаться" с этим творением Музею автомобилей и экипажей (Музей Авторевю) и лично Льву Наумовичу. Много информации почерпнуто из книги "Я строю автомобиль", в подготовке которой принимал участие создатель Панголины. Также спасибо за помощь всем "соратникам по цеху" Самавто!.


Александр Кулыгин. После успешного проекта по созданию Панголины и других автомобилей а также неудачного опыта работы на АЗЛК перебрался из СССР в США.

Известность автомобиль и его автор получили во многом благодаря телевидению и определенной смелости автора. Не нужно забывать, что в это время ВАЗовская "классика" была мечтой многих...

Так выглядел автомобиль изначально. Крайне необычные для взора формы дополнялись контрастной окраской кузова.

Первое, что приходило на ум - это вопрос - "Что это такое едет?". Приземистый и широкий автомобиль, он не был похож ни на одну из выпускавшихся в СССР машин.

Кузов Панголины выклеивался из стеклопластика по фанерному болвану (мастер-модели), что обуславливает ограниченное количество поверхностей, закругленных в нескольких направлениях (сложную форму имеют только передние крылья).

Работа над машиной начиналась в Москве (выклейка), а собственно сборка выполнялась в городе Ухта. Матрицы автомобиля после выклейки корпуса были уничтожены, чтобы сохранить уникальность проекта. Именно поэтому Панголина существует в одном экземпляре в отличие от многих самоделок.

Доподлинно неизвестно, по какой причине были уничтожены матрицы, но факт остается фактом - после выклейки кузова они просуществовали недолго.

Еще большую необычность автомобилю придавал оригинальный колпак, который представляет собой единое целое из дверей и крыши. Привод колпака осуществлялся двумя пневмоцилиндрами по обеим сторонам.

Некоторые технические и дизайнерские решения были позаимствованы автором у компании Ламборгини, которая как раз "прошумела" на весь мир своим Контач.

Маленькое стекло в окне - опускное (см. Контач 8)), крохотная форточка - специально для стряхивания пепла - Александр курил.

Сменив несколько цветов и потеряв часть крыши - в таком виде автомобиль дожил до наших дней. Ликвидация части колпака скорее всего была вызвана отсутствием нормальной вентиляции салона.

Если присмотреться к первым фотографиям салона Панголины, то будут видны сопла вентиляции салона и обдува стекол. На сегодняшнем автомобиле их по какой-то причине уже нет.

Еще одна из "фишек" Панголины - дополнительное перископическое зеркало в крыше. В отличие от Ламбо LP400 здесь установлено дополнительное зеркало и прозрачный люк, который еще и открывался.

У первой Контач была просто прорезь в крыше и одно стандартное зеркало. Панголина здесь явно более оригинальна! Позже Ламборгини отказались от перископического обзора, равно как и перископ Панголины не дожил до наших дней.

За базу была взята ВАЗовская "классика" - это заставило автора расположить двигатель спереди, что было сделать крайне непросто в автомобиле такой компоновки.

Двигатель был размещен непосредственно под панелью приборов, а чтобы получить доступ к мотору, торпедо сделано подъемным. Очень оригинально, но осложняет доступ к мотору в "полевых" условиях (не забываем, что мотор ВАЗ 2101).

Обратите внимание на то, что усилитель тормозов установлен в обратную сторону - этого потребовала компоновка. Также справа можно увидеть два резервуара системы открывания колпака. Также интересно, что при поднятии комбинации приборов руль поднимается вместе с ней - для этого на вале рулевого управления установлена дополнительная крестовина.

Здесь представлена конструкция Панголины. Подвески, двигатель и многие другие элементы позаимствованы у "классики" ВАЗ. Формула кузова - спортивный универсал (?).

Сегодняшняя Панголина потеряла часть эффектности вместе с частью крыши, но по-прежнему уникальна и неповторима. Правда, несколько потрепана временем.

Красный цвет машине тоже идет. А вот куда теперь деваться от дождя?

Надпись на заднем стекле не совсем кстати - видимо дань моде не момент "тюнинга"...

Благодаря оригинальной компоновке, багажник на Панголине хоть и невысок, но имеет огромную, поистине грузовую площадь. На заднем плане видна коробка "музыки" - изначально ее небыло.

Для улучшения обзора назад еще при постройке Александр установил камеру заднего вида. Напомню, что промышленность СССР в это время еще не начала выпускать автомобили с правым внешним зеркалом...

Так выглядит панель приборов сегодня. Цвет ее изменен для соответствия цвету кузова. Обратите внимание на комбинацию приборов от "классики" ВАЗ.

А так выглядит двигатель. Он все тот же - доведенный мотор от "копейки". Кстати, изначально планировалось ставить более интересный мотор - оппозитный.

Чтобы уместить под приборной панелью воздушный фильтр (на карбюраторе), крышку головки блока и распределитель пришлось сделать дополнительный выступ в ее центре.

Это "возвышение" не лучшим образом сказывается на обзорности вперед. Наверное, более низко посаженный мотор (или более плоский мотор) эту проблему бы решил.

Заднее стекло расположено достаточно вертикально, поэтому в плохую погоду его необходимо как-то очищать.

Этой цели служит специальный спойлер на крыше, который "заворачивает" воздушный поток на стекло.

Много фар! Все фары подъемные, что обеспечивало хорошую аэродинамику, при желании - мощный свет вперед, а также - успех у публики.

Если поднять "капот" - то двигателя там мы не найдем - он дальше, в салоне. Здесь - только аккумулятор, радиаторы и вентиляторы.

В салоне Панголины были установлены крайне комфортные сиденья "самолетного" типа, в которых кроме обычного сидения еще было удобно спать.

Передний дворник - один, он изначально был "ломающегося" типа и очищал все огромное лобовое стекло, вырезанное из РАФовского (микроавтобус такой был...)

Когда-то нажатие на эту кнопку вызывало магическую операцию по поднятию вверх средней части машины - пневмоцилиндры открывали колпак.

Был случай, когда Александра пришлось "вызволять" из автомобиля, когда из системы поднятия колпака ушло давление - он не был "уравновешен", как двери итальянских суперкаров.

Посмотрев на переднюю подвеску Панголины, владельцы классических ВАЗов увидят все знакомые детали - она сохранена без изменений.

Равно как и задний мост, тяга Панара и прочие элементы задней подвески полностью перенесены с ВАЗа. Глушитель изначально был самодельный.

Заглянув под днище, мы увидим карданный вал и тяги заднего моста, приваренные к коробу салона. Также под днище после ликвидации части крыши были вварены дополнительные балки.

Как выяснилось после вырезания крыши, она выполняла в закрытом состоянии роль дополнительного силового элемента и без нее кузов начал "проседать" в центре.

Сегодня машина находится в удовлетворительном состоянии, однако необходимо серьезное восстановление пластика кузова и профессиональная доводка некоторых агрегатов.

Но несмотря ни на что, Панголина остается крайне необычным и интересным автомобилем, еще раз доказывающим, что нет ничего невозможного при большом желании и настойчивости!

Это - та самая книга, которая была настоящей победой движения Самавто над чиновниками в советское время. На сегодняшний день часть информации в книге устарела, но она полезна в качестве Букваря самавто - на сегодня на русском языке более нет подобных изданий.

Очень хотелось бы пожелать этому автомобилю, чтобы он попал в руки настоящих профессионалов своего дела, которые смогли бы восстановить и обновить этот один из шедевров совесткой эпохи Самавто!